«Сохранение психологического здоровья педагога».

C целью реализации одной из годовых задач, утвержденных на текущий год (содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья участников педагогического процесса) в ГУО «Ясли-сад № 2 «Зернышко» г. Жодино» в октябре 2019 г. проводилась психологическая диагностика педагогов. Её целью являлось выявить уровень эмоционального выгорания сотрудников и своевременно оказать психологическую поддержку педагогам. В качестве психологического инструментария использовалась методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко в модификации Е. Ильина.

В ноябре 2019 г. в учреждении прошла групповая консультация-тренинг: «Сохранение психологического здоровья педагога».

Цель мероприятия: профилактика синдрома эмоционального выгорания, поддержание психологического здоровья педагогов.

Задачи:

  • актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
  • познакомить с приемами саморегуляции;
  • оптимизировать самооценку педагогов;
  • снять эмоциональное напряжение;
  • способствовать формированию позитивного мышления.

Мероприятие состояло из двух этапов: информативного (консультация) и практического (тренинг).

Консультационный этап включал в себя информирование педагогов:

— о результатах проведенной диагностики;

— о том, что такое синдром эмоционального выгорания (СЭВ);

— о причинах возникновения СЭВ;

— об этапах развития СЭВ и его симптоматике;

— о путях преодоления и профилактике СЭВ.

Тренинговый этап включал в себя разнообразные психологические упражнения, ориентированные на:

— снятие напряжения;

— формирование позитивного отношения коллег друг к другу;

— повышение работоспособности;

— самоанализ и оценку своих сильных и слабых сторон;

— овладение педагогами несколькими практическими техниками снятия напряжения и расслабления.

При проведении консультационного этапа использовалась презентация, разработанная педагогом-психологом учреждения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ссылка)

При проведении тренингового этапа мероприятия были использованы следующие упражнения:

Упражнение 1. «Продолжи фразу».

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Упражнение 2. «Пять добрых слов».

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Инструкция: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое — нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя, сильные стороны человека. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Обсуждение

— Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

— Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Упражнение 3. «Волшебный магазин».

Представляем, будто очутились в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера. Что бы вы приобрели в таком магазине?

Упражнение 4. «Плюс-минус».

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Ход работы: участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Упражнение 5. «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Инструкция. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение 6. «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция: сядьте удобно. Руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое с помощью лицевых мышц.

Упражнение 7. «Дыхание»

Цель: устранение напряжения, расслабление.

Помните, что нервная система «притормаживает», когда удлиняем дыхательный цикл. Дышим глубоко и медленно.

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох — пауза — выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох — пауза — выдох. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

Упражнение 8 «Заброшенный сад».

Использовался текст для визуализации из следующего источника:

Ахмедов Т.И. Гипноз: новейший справочник / Т.И. Ахмедов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 608 с. – (Психологический практикум).

Комментарии запрещены.